Эмоциональный инцест. Месть Короля Дроздоборода

Сказка рассказывает о том, как на смотринах женихов гордая красавица-принцесса отвергала одного из них за другим, насмехаясь при этом над их мнимыми и действительными недостатками. Особенно досталось молодому королевичу, который занимал в ряду женихов чуть ли не самое почетное место. Любой девушке он пришелся бы по вкусу, но принцесса посчитала, что его бородка была гораздо острее чем следует и слишком выдается вперед, напоминая клюв дрозда, поэтому она прозвала его «король Дроздобород». В результате все знатные женихи ушли ни с чем, и взбешённый старый король поклялся выдать девушку за первого же нищего, пришедшего во дворец. Через некоторое время в замок пожаловал странствующий музыкант, одетый в грязное рубище, и король, держа слово, отдал ему свою дочь. Нищий повлёк принцессу через луга, леса и горы. Когда она спрашивала своего мужа, кому принадлежат все эти земли, тот неизменно отвечал, что все они - собственность короля Дроздоборода. Так они через несколько дней и прибыли в большой город, который тоже оказался владением короля Дроздоборода. Принцесса пыталась привыкнуть к тяжёлой жизни простонародья, живя в маленькой хибаре, принадлежащей её мужу-нищему; она пробовала прясть и вязать корзины из ивовой лозы - но руки, не привычные к тяжёлому труду, не справлялись с работой. Тогда муж отправил её торговать горшками на рынок. Первый день прошёл успешно, и девушка заработала немного денег, но на следующий день на её товар налетел на коне пьяный гусар и побил все горшки. В конце концов муж через знакомых устроил жену в королевский замок посудомойкой. Через несколько дней во время пира, на котором принцесса прислуживала за еду, она вдруг увидела входящего в зал и облачённого в драгоценные одежды короля Дроздоборода. Он подошёл к девушке и повёл танцевать, но тут из полы её платья и карманов вдруг посыпались объедки, что принцесса насобирала за столами и которые собиралась отнести домой. Придворные тут же разразились громким смехом, а девушка, вне себя от стыда, кинулась прочь из замка. Внезапно её догнал сам король и открылся ей: он и был тем нищим музыкантом, за которого её отец выдал её замуж. Именно он разбил её горшки на площади и заставлял вязать корзины и прясти, чтобы смирить её гордость и проучить за высокомерие, которое побудило принцессу его осмеять. Заплаканная принцесса попросила у мужа прощения за нанесённые прежде оскорбления и королевская чета, примирившись, справила во дворце роскошную свадьбу.

Главная героиня сказки братьев Гримм «Король Дроздобород» — дочь одного короля. Характер у этой королевны был ужасный, она была очень горда и надменна. Отец хотел выдать ее замуж, но королевна отвергала всех женихов, находя недостатки у каждого и высмеивая их.

Одному из женихов, королю, она дала едкую кличку «Дроздобород», потому что его подбородок походил на клюв дрозда. Отцу королевны надоело смотреть, как дочь издевается над именитыми женихами, и он пообещал, что отдаст ее замуж за первого нищего, который появится перед дворцом.

На следующий день под окнами дворца появился бродячий певец. Король позвал его к себе и обвенчал со своей дочерью. После этого он объявил королевне, что теперь она должна жить с мужем и выпроводил новобрачных из дворца.

Пришлось королевне следовать за своим нищим мужем. В пути она спрашивала его, кому принадлежат те или иные луга, леса и города? На это муж отвечал, что владельцем является король Дроздобород, которого королевна отвергла.

Королевна с мужем поселились в его жалкой лачуге и стали жить, как простые люди. Королевна не умела ничего делать, и муж отправил ее торговать горшками на базар. Поначалу торговля пошла хорошо, потому что у красивой горшечницы люди охотно покупали товар.

Но однажды какой-то всадник расколотил все горшки, и муж отругал ее. После этого он устроил ее на кухню при дворце короля Дроздоборода. Королевна работала судомойкой и приносила домой остатки пищи с королевского стола. Этим семья и питалась.

В один из дней во дворце был объявлен праздник – свадьба старшего королевича. Королевна решила посмотреть на праздник. Когда нарядный королевич-жених проходил мимо нее, он вдруг схватил королевну и потащил танцевать. В королевиче она внезапно узнала Дроздоборода. Во время танца горшочки с остатками пищи, которые королевна держала при себе, упали и разбились. Гости стали смеяться. Королевне стало стыдно.

И тут Дроздобород сказал ей, что это он притворился бродячим певцом и взял ее замуж, и что это он разбил ее горшки. Все это было проделано, чтобы усмирить гордыню королевны. Королевна заплакала и признала, что она вела себя недостойно. Но король Дроздобород сказал ей, что все проблемы остались в прошлом, и сейчас они будут праздновать свадьбу. Королевну переодели в нарядное платье, а среди гостей был ее отец. И начался веселый праздник.

Таково краткое содержание сказки.

Главная мысль сказки братьев Гримм «Король Дроздобород» заключается в том, что не стоит быть заносчивым и надменным по отношению к другим людям, если находишься в привилегированном положении. Никогда нельзя сказать, как сложатся жизненные обстоятельства в будущем. Королевна и не помышляла, что она может оказаться женой нищего человека. Но это с ней случилось, и тогда она поняла, что вела себя неправильно с достойными людьми.

Сказка «Король Дроздобород» учит не зазнаваться, быть вежливым и доброжелательным по отношению к другим людям.

В сказке братьев Гримм мне понравился король Дроздобород. Он не обиделся на королевну за данное ему прозвище, а решил преподать ей урок нравственности. Замысел Дроздоборода оказался успешным и королевна, претерпев множество испытаний, по-другому стала смотреть на жизнь.

Какие пословицы подходят к сказке «Король Дроздобород»?

Спесивый высоко мостится, да низко ложится.
Где муж, там и жена.
Все хорошо, что хорошо кончается.

Конспект урока по литературе

Класс 3 «Д», «Е»

Тема: братьев Гримм «Король Дроздобород».

Дата:______________

Цель: познакомить учащихся с сказкой братьев Гримм «Король Дроздобород».

Задачи:

1. Развивать у учащихся выразительность при чтении вслух, осознанность при чтении молча, учить выделять главное, производить анализ текста, делать выводы, продолжать работу по развитию скорости чтения.

2. Расширять кругозор учащихся, развивать мышление и речь.

3. Воспитывать положительное отношение учащихся к предмету.

Тип урока: изучение нового материала

Средства обучения: учебник,

Ход урока

Организация начала урока

Проверка домашнего задания

Актуализация знаний учащихся

Что такое сказка?

На какие виды делятся сказки?

Из чего состоит композиция сказки?

Сообщение темы, цели урока

Изучение нового материала

Знакомство с писателями.

Мы познакомимся со сказкой братьев Гримм «Король Дроздобород» и постараемся понять, почему и дети, и взрослые вот уже 200 лет любят и читают их сказки.

Яков и Вильгельм Гримм, или братья Гримм – немецкие ученые, которые написали множество научных трудов. Но больше прославились как писатели, авторы замечательных сказок: «Бременские музыканты», «Храбрый портняжка», «Белоснежка и семь гномов», и многих других.

Словарная работа:

Достаться на орехи – получить в наказание.

Грош – мелкая медная монета.

Гусар – военнослужащий из легковооруженной конницы.

Первичное чтение сказки учителем

Чтение сказки по цепочке

Проверка восприятия:

Понравилась ли вам сказка?

Назовите главных героев?

Что именно понравилось? Какой момент сказки привлек ваше внимание?

Вторичное чтение

А) Чтение первой части сказки.

Опишите дочь короля в начале сказке? Как вела себя принцесса?

Что сделал король, чтобы найти ей жениха?

Какими словами называла она приглашенных женихов?

Почему молодого короля она назвала «Король Дроздобород»?

Как отреагировал старый король на насмешки дочери? Что он решил?

Б) Чтение второй части сказки.

Сколько дней прошло после того, как король собрал во дворец женихов?

Кто постучался в ворота дворца? Опишите нищего.

Что попросил нищий у короля?

Как наградил король нищего?

Как отреагировала дочь короля?

В) Чтение третьей части сказки.

Куда отправилась принцесса после свадьбы с нищим?

Что она увидела, когда они сели отдыхать под старым дубом?

Что принцесса увидела у реки?

Что она спросила у нищего, когда они подошли к воротам большого города?

Как капризная принцесса реагировала на то, все что она видела принадлежало королю Дроздобороду?

Что она хотела?

Что сказал нищий ей в ответ?

Г) Чтение четвертой части сказки.

Какой дом увидела дочь короля?

Какой ужин приготовила королевна?

Какой занятие нашел ей нищий?

Смогла ли королевна выполнить все задания, которые давал ей муж? Почему?

На какую работу согласилась королевна?

Расскажите, как она торговала горшками.

Что случилось на рыночной площади?

Что сказал ей муж?

Какая новая работа ждала ее?

Какое событие должно было произойти в замке?

Опишите короля. Во что он был одет?

Что сделал король Дроздобород, когда увидел за дверью молодую женщину?

Что произошло, когда они танцевали?

Как отреагировали на это гости?

Как чувствовала себя королевна? Что она сделала?

Кем оказался король Дроздобород?

Какой урок преподнес король Дроздобород королевне?

Чем закончилась эта сказка?

*Рисование устной иллюстрации.

    Закрепление знаний и способов действий.

    Почему «Король Дроздобород» - литературная сказка?

    Какие сказки братьев Гримм вы читали, знаете?

    Знаете ли вы сказки других авторов, похожие на сказку «Король Дроздобород»?

    Рефлексия:

    Я много узнал о литературной сказке, об авторах.

Скажите, чему учит нас эта сказка? Какой урок мы можем извлечь?

Домашнее задание: выразитель читать, нарисовать рисунок к данной сказке.

Разница между литературной и народной сказкой заключается в следующем:

    Литературная сказка – авторское произведение в отличие от народной сказки, которая возникла как малый эпический жанр в результате коллективного творчества этноса.

    Литературная сказка – жанр художественной литературы , в то время как народная сказка – один из фольклорных жанров , особенность которого – устный пересказ.

    Литературная сказка может иметь придуманный автором свободный сюжет. В народной сказке сюжетная линия строго подчинена определенной схеме, которой должен придерживаться рассказчик, чтобы сохранить канву повествования.

    Система образов в литературной сказке произвольна , в народной – обусловлена традициями и представлениями о добрых и злых силах.

    Народная сказка в художественной форме отражает глубинный пласт коллективного сознания и относится к древнейшему виду устного народного творчества. Литературная сказка может продолжать национальные традиции, но является плодом авторского воображения и в жанровом плане близка к современным видам приключенческой и фантастической литературы.

    как подмножество результатов , связанных единством темы;

Год написания: 1855

Жанр: сказка

Главные герои: избалованная дочь короля , король Дроздовик

Сюжет

Дочь одного короля была такой надменной и капризной, что отказала всем женихам. Это разгневало короля, и он пообещал выдать ее за первого встречного.

Ночью в замок постучал нищий музыкант и король отдал свою дочь ему в жены. Пришлось принцессе принимать за самую грязную и тяжелую работу, топить печь, мыть грязные горшки, плести ивовые корзины и не иметь достаточно еды.

Поскольку избалованная принцесса ничего не умела делать хорошо, муж устроил ее в королевский замок судомойкой, где она собирала объедки в маленький горшочек, чтобы поужинать вечером.

Вскоре объявили королевский бал, в замок съехалось множество гостей, а несчастной жене нищего приходилось только лить слезы по прошлому. И тут сам король Дроздовик, это она когда-то дала ему такое смешное прозвище, пригласил принцессу на танец. Когда он вел ее через зал, глиняный горшочек с объедками выпал из фартука и все кусочки разлетелись по залу. От стыда принцесса убежала, но король догнал ее и признался, что это он притворился нищим и взял ее в жены.

Вывод (мое мнение)

Только став нищей, принцесса поняла, как отвратительно вела себя и оскорбляла неплохих людей.