Лексическая тема поздняя осень старшая группа. Игры на развитие словаря на тему "осень" в подготовительной к школе группе

Вспомнить с ребенком, какое сейчас время года, назвать осенние месяцы по порядку;

Обратить внимание ребенка на то, какие изменения произошли в живой и неживой природе;

Сравнить природу ранней и поздней осенью;

Рассказать о том, что происходит с деревьями осенью, как звери и птицы готовятся к зиме;

Вспомнить названия перелетных птиц, почему они так называются;

Перечислить как можно больше признаков осени;

Рассказать о труде колхозников на полях осенью.

Задание 2. Дидактическая игра «Когда это бывает?»

Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает. - Когда это бывает?

Осень

Опустел скворечник, улетели птицы,

Листьям на деревьях тоже не сидится.

Целый день сегодня все летят, летят...

Видно тоже в Африку улететь хотят. (И. Токмакова)

Осень

Скучная картина! Тучи без конца,

Дождик так и льется, лужи у крыльца.

Что ты рано, осень, в гости к нам пришла?

Еще просит сердце света и тепла. (А. Плещеев)

Задание 4. Подобрать как можно больше признаков к слову осень: осень (какая?) - золотая, дождливая... .

Задание 5. «Подбери предметы к признакам». Осенний - день, ... . Осенняя - погода, ... . Осеннее - небо, ... . Осенние - дожди, ... .

Задание 6. Дидактическая игра «Правильно - неправильно» (понимание причинно-следственных связей).

Я взял зонт, потому что пошел дождь. Пошел дождь потому, что я взял зонт.

Птицы улетели на юг, потому что наступила осень. Осень наступила потому, что птицы улетели на юг.

Задание 7. Ответить на вопросы по теме «Осень».

Какая погода осенью? Какой идет дождик осенью?

Где цветы завяли? Листья падают откуда?

Какие птицы улетели? Куда?

Что собрали колхозники?

Задание 8. Объяснить ребенку значение словосочетаний: «Моросит дождь», «серые тучи», «желтеют листья», «исчезают цветы», «наступила осень», «ранняя (поздняя) осень».

Задание 9. Составить рассказ об осени по следующему плану:

Когда наступает осень?

Назови осенние месяцы.

Приметы ранней осени в природе.

Красота золотой осени.

Какие стихи об осени ты знаешь?

Приметы поздней осени.

Труд человека в осенний период.

Задание 10. Объяснить ребенку пословицы об осени.

Лето - со снопами, осень - с пирогами.

В ноябре зима с осенью борется. Холоден сентябрь, да сыт.

, логопед, г.Асбест, Свердловская обл.

Дети должны знать.

Предметы: осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, месяц, время года, листопад, дожди, туман, сырость, ненастье , тучи, отлёт , урожай, сад, деревья, кусты, заморозки , листья, лес, овощи, фрукты, птицы, слякоть , озимь , погода, мгла , небо, пора.

Действия: падают, осыпаются, летят, шуршат, шелестят, наступает, приходит, прощаются, хмурится, улетают, покидают , убирают, собирают, срывают, выкапывают, готовятся, сохнут, желтеют, вянут, моросит .

Признаки: ранняя, поздняя, золотая, грустная, унылая , прощальная, туманный, увядшие , дальний, трудный, богатый, длинная, короткий, частый , редкий , хмурая, ненастная , сырая, багряная , голые, печальная, дивная .

*подчеркнутые слова для детей подготовительной группы.

Дети должны уметь.

Подбирать признаки.

Осень (какая?) – ранняя, золотая, поздняя, грустная, дождливая, сырая, холодная…
Дождь (какой?) – мелкий, моросящий, холодный, частый, короткий, унылый, сильный…
Деревья(какие?),
Погода(какая?),
Небо(какое?)…

Подбирать действия.

Осень – приходит, наступает, наводит грусть…
Дождь – льёт, моросит, идёт, накрывает…
Листья – краснеют, желтеют, опадают, шуршат…

Подбирать предметы к признакам.

Осенний – день, вечер, дождь, ветер, лес…
Осенняя – погода, ночь, непогода, одежда, сырость…
Осеннее – небо, пальто, дерево, ненастье…
Осенние – каникулы, листья, перчатки, заморозки…

Вместе с ребенком.

Сходите на прогулку в осенний лес и составьте рассказ про осень по плану.

  • После какого времени года наступает осень?
  • Назовите осенние месяцы.
  • Что происходит осенью в природе, в жизни зверей и птиц?
  • Чем занимаются люди в полях, садах и огородах?
  • Какую одежду и обувь носят осенью? Почему?
  • Какие праздники отмечают осенью?

Прочтите ребёнку стихи об осени.

А.С.Пушкин, «унылая пора! Очей очарованье…». «уж небо осенью дышало…».
Ф.И.Тютчев, «есть в осени первоначальной…».
А.Н.Плещеев, «осень наступила, высохли цветы…».
А.А.Фет, «осыпал лес свои вершины…».
А.К.Толстой, «осень! Обсыпается весь наш бедный сад…».

Отгадайте загадки об осени.

Пусты поля, мокнет земля
Дождь поливает. Когда это бывает?

Краса по лесу гуляет
И деревья раздевает.

Все деревья облетели,
Зеленеют только ели,
Днём и ночью дождик льёт
Грязь и лужи у ворот.

Словарь и словообразование

Имя существительное.

Осень, листопад, урожай, заморозки, дождь, ягоды, грибы, ящик, мешок, корзина, ведро, лукошко, стая, берлога, дупло, листва, пора, клён, ёж, белка, заяц, медведь, плащ, куртка, сапоги, портфель, школа, грибник, зонт, листья, лес.

Глагол.

Опадать, кружиться, шелестеть, краснеть, желтеть, запасать, менять, сушить, засыхать, дуть, засыпать, собирать.

Имя прилагательное.

Красный, жёлтый, оранжевый, бордовый, осенний, дождливый, холодный, рыжий, прохладный, ранний, поздний, золотой, разноцветный.

Наречье.

Пасмурно, дождливо, холодно, рано, поздно, ярко, солнечно, ветрено, хмуро.

Антонимы

Холодный – тёплый, ранний – поздний, пасмурно – солнечно, жарко – холодно.

Словообразование

  • Прилагательных от наречий (поздно – поздний, хмуро – хмурое…);
  • Глаголов от прилагательных (красный краснеть, жёлтый – желтеть…);
  • Прилагательных от существительных (холод – холодный, клён – кленовый…);
  • Прилагательных от словосочетаний (день с солнцем – солнечный ….);
  • Существительных от существительных (гриб – грибник, ягоды – ягодник);
  • Сложных слов (листопад).

Подбор родственных слов (однокоренных слов).

Гриб – грибок, грибочек, грибник, грибной.

Ягода — ….

Лист — …

Лес — …

Многозначность

Лист, ножка, шляпка.

Грамматические задания

  • «Что бывает осенью?» (расширение лексического запаса по изучаемой теме).
  • Подбор признаков к предмету. Согласование существительных и прилагательных.

Какой сегодня день? Дождливый холодный день. Какая осенью роща? Золотая роща. Какой осенью лес? Разноцветный лес. Какое на небе облако? Лёгкое облако…

Образование множественного числа существительных в именительном и родительном падеже.

Лист – листья – много листьев

Гриб – грибы – много грибов

Дождь – дожди – много дождей

Ягода – ягоды – много ягод…

  • Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными.

Один гриб; моё лукошко; много ягод.

  • Предложно-падежное управление (родительный, винительный, творительный, предложный падежи).
  • Пойдём вы лес (предлог «за»: за грибами, за ягодами, за разноцветными листочками).
  • Наберём грибов (предлоги «в», «у», «за», «под», «между»: в корзину, в ведро, за пеньком гриб, под ёлкой, у сосны, между берёзами…).
  • Соберём урожай (предлог «в»: в мешок картошку, в ящик помидоры…).
  • Звери готовятся к зиме (ищет берлогу, готовит запасы, меняет шёрстку…).
  • С какого дерева листок? (предлог «с»: лист с берёзы, с осины…).
  • Употребление падежных окончаний.

«К нам пришла осень».

Мы ждали … осень.

Долго не было … (осени).

Мы рады … (осени).

Мы одеваемся тепло … (осенью).

Мы любим … (осень).

Развитие психических функций

  • Загадки о предметах по теме.
  • Золотые, тихие

Рощи и сады,

Нивы урожайные,
Спелые плоды.

И не видно радуги,
И не слышен гром.

Спать ложится солнышко

Раньше с каждым днём. (Осенью)

  • Шёл долговяз,
    В сыру землю увяз. (Дождь).
  • Растут – зеленеют,

Упадут — пожелтеют,
Полежат – почернеют. (Листья)

  • Ассоциативная цепочка к слову «Осень»

Лист, лужа, гриб, корзинка…

  • С какого дерева листок? (подобрать листок к дереву).

Это лист с берёзы – берёзовый лист, а этот лист с осины – осиновый лист…

  • Проблемные вопросы:
  • Как сохранить воспоминания об осени?
  • Что будет, если листья не опадут; питцы не улетят; заяц и белка не поменяют цвет шубки?
  • Что хорошего, что плохого для человека в таких явления, как дождь, ветер?
  • Почему так называют: листопад, грибник, ягодник, школьник?
  • Объясни значение выражений:
  • Сесть в лужу.
  • После дождичка в четверг.
  • Дрожи, как осиновый лист.
  • Да – нетка

Задавая вопросы, угадай предмет по ответам «да», «нет».

  • Перескажи рассказ Н. Сладкова «Осень на пороге».

(адаптированный текст)

— Жители леса! – закричал утром мудрый Ворон. – Осень у лесного порога, все ли к её приходу готовы?

Как эхо донеслось из леса:

— Готовы, готовы, готовы…

— А вот мы проверим! – каркнул Ворон. – Перво-наперво осень холод в лес напустит – что делать станете?

Откликнулись звери:

— Мы, барсуки, зайцы, лисицы, в зимние шубы переоденемся!

Мы, барсуки, еноты, в тёплые норы спрячемся!

Мы, ежи, медведи, сном беспробудным уснём!

Мы, перелётные птицы, в тёплые края улетим!

  • Пальчиковая гимнастика «Вышел дождик погулять»

Ирина Кузьмичева
Конспект НОД с детьми старшей группы с ОНР «Поздняя осень»

Конспект подгруппового занятия у дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня речевого развития в старшей группе

Лексическая тема : Поздняя осень . Обобщение.

Грамматическая тема : Предлог НА в предложениях и словосочетаниях.

Задачи :

1. Закрепление представлений об осени . Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Поздняя осень »

2. Формирование грамматического строя речи и связной речи.

3. Развитие силы и длительного выдоха

4. Развитие фонематического анализа.

5. Упражнять в развитии общей моторики, мимики лица.

Ход НОД.

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Скажите мне, пожалуйста, какое сейчас время года. (Осень )

Правильно, поздняя осень .

2. Сообщение темы занятия.

Сегодня мы с вами поговорим об этом времени года. А, что вы можете сказать про осень ? Осень какая (Осень – дождливая , хмурая, пасмурная, ненастная, холодная, печальная)

Упражнение на напряжение и расслабление.

Скажите на улице холодно или тепло? (Холодно)

Покажите, как нам будет холодно на улице. (Дети показывают, напрягая мышцы тела)

А в группе у нас тепло , как нам в группе тепло ? (Тепло. Дети расслабляют мышцы плечевого пояса.

(упражнение повторяется 2 раза)

Хотя на улице и холодно, но я все равно хочу вас пригласить сегодня на прогулку, и думаю, что

даже в такую погоду нам будет интересно прогуляться.

Мы с вами сказали, что на улице холодно, поэтому чтобы нам не замерзнуть давайте потеплее оденемся.

Что мы с вами наденем (Брюки, ботинки, куртку, шапку, шарф, перчатки)

(Обговаривается последовательность и речь сопровождается с действиями) .

Скажи, куда ты надел брюки?

Говори полным предложением. (Брюки я надел на ноги) .

Куда ты надел ботинки (Ботинки я надел на ноги) .

Куда ты надел куртку? Куртку я надел на тело? И т. д

Мы с вами оделись и теперь нам не страшна любая погода.

Элементы логоритмики

Пойдемте погуляем с вами в парк, возьмитесь за руки (ходьба парами) .

На нашем пути маленькие лужи, перешагните их. (Дети перешагивают через воображаемые лужи небольшими шагами) .

Смотрите, а вот эти лужи уже больше, давайте перешагнем через них большими шагами. (Дети перешагивают через воображаемые лужи большими шагами) .

Упражнения на развитие мимических движений

Посмотрите, кто это там впереди? (Смотрят вперед) .

Это какой-то мальчишка ломает дерево…

Это хорошо? (Нет ломать деревья это плохо) .

Нахмурьте брови и погрозите этому мальчишке. (Хмурят брови и грозят пальцем) .

Посмотрите, нам навстречу идет мама с коляской, а в коляске сидит малыш и улыбается нам. Давайте и мы улыбнемся ему. (Дети улыбаются) .

Развитие пространственной ориентации

Посмотрите направо, там на дереве сидит птичка.

Где сидит птичка? (Птичка сидит на дереве) .

А теперь посмотрите налево. Там сидит дедушка на скамеечке. Где сидит дедушка? (Дедушка сидит на скамейке) .

Дыхательная гимнастика.

Кажется начал падать снег. Поймайте снежинки на свои ладошки (каждому ребенку в руку по кусочку ватки) .(Подставляют ладошки) .

А теперь давайте превратимся в ветерок и чтобы сделаем так чтобы снежинки закружились в воздухе.

По моей команде, дуйте на снежинки. Воздух вдыхайте через носик и дуйте долго на снежинки, только следите чтобы ваши щечки не надувались. Давайте все вместе подуем. (Каждый дует на свою снежинку (игра повторяется 2-3 раза)

Вы, наверно, уже устали, пойдемте сядем на скамеечки. (Садятся на стульчики за столы) .

Куда вы сели? (На скамеечки) .

А теперь посмотрите на доску.

(на доске картинка)

Скажите мне, пожалуйста, на этой картинке изображена поздняя осень (Нет) .

А какое время года здесь изображено? (Лето) .

Почему вы так решили (Листочки зеленые) .

Посмотрите, что вы видите на картинке?

Где растут листочки (Листочки растут на дереве) .

Что вы еще видите на картинке? (На картине мы видим сову)

Где сидит сова? (Сова сидит на дереве) .(Дети дают ответ полным предложением или словосочетанием) .

И т. д. (бабочка, грибок, белочка,

У меня для вас есть маленький сюрприз.

Это маленький волшебный огонек, и он хочет с вами поиграть. Он очень любит прыгать. И сейчас ему тоже будет не усидеть на месте . Он будет прыгать на разные предметы, а вы должны сказать на какие. Только отвечайте полным ответом. (Огонек прыгнул на пол. И т. д.)

(С помощью светящегося брелка направлять огонек на разные предметы : шкаф, пол, потолок, стену, доску, занавеску и т. д.)

Вы наверно уже засиделись на скамеечках, встаньте каждый около своей скамеечки посмотрите, что происходит на улице.

Поздней осенью такое бывает – утром шел снег, а днем идет дождь.

Давайте и мы с вами будем ловить капельки, которые падают с неба.

Динамическая пауза.

Капля-раз, капля – два.

Капля медленно сперва,

Кап – кап- кап, кап – кап- кап,

Стали капли поспевать,

Капля каплю догонять.

Кап – кап- кап, кап – кап- кап.

Молодцы! Садитесь на скамеечки.

Скажите, пожалуйста, какие гласные звуки вы знаете?

Почему их называют гласными?

Сегодня к нам пришел в гости гласный звук, а какой вы постарайтесь догадаться .

(показывается артикуляция звука «У» без голоса).

Какой гласный звук я показала?

Давайте споем Звук У. (Дети поют с разной высотой)

Игра «Эхо» .

Давайте поиграем в игру «Эхо» , я буду говорить слово, а вы будете моим эхом.

Сижу, беру, иду, вижу.

Какой звук отвечало эхо (Звук У)

Где стоял этот звук? В начале, в конце, в середине слова? (В конце)

Покажите это в своих домиках.

А теперь будет сложное задание, а вы когда услышите слова со звуком «у» в конце слова хлопните в ладоши.

Я по лесу пойду.

В лесу ягоды найду.

Если нет лукошка,

Соберу в ладошку.

Молодцы! А теперь назовите те слова где был звук «у» в конце слова.

3. Итог занятия.

Ну вот наша прогулка и подошла к концу.

Пора возвращаться в детский сад.

Что мы с вами делали? Куда ходили гулять?

Какой звук приходил к нам гости? Где жил этот звук : в начале, в середине, в конце слов?

Что вам в нашей прогулке больше всего понравилось.

Публикации по теме:

«Поздняя осень». Конспект занятия по ознакомлению с миром природы для средней группы Воспитательные: Воспитывать в детях доброжелательное отношение к окружающей природе. Воспитывать навыки работы в коллективе, взаимодействия.

Конспект интегрированной НОД по ознакомлению детей с природой и развитию речи в старшей группе «Поздняя осень» Программное содержание: уточнить знания детей об изменениях, которые происходят в живой и неживой природе поздней осенью. Активизировать.

«Поздняя осень». Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе Поздняя осень Цель: Систематизировать и пополнять словарный запас по лексической теме «Осень» Задачи: Образовательные: - обобщить знания.

Конспект образовательной деятельности с детьми старшей группы «Поговорим про осень» Конспект образовательной деятельности с детьми старшей группы «Поговорим про осень» с использованием технологии наглядного моделирования.

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию. «Составление рассказа «Поздняя осень» Конспект Организованной образовательной деятельности по речевому развитию на тему: «Составление рассказа «Поздняя осень» в средней группе.

Конспект проведения прогулки в подготовительной группе (поздняя осень) Тема: Позаботимся о птицах. Цели: - продолжать закрепление знаний о птичьем мире; - уточнять, чем питаются и где живут птицы, как человек.

Конспект занятия по экологическому воспитанию «Экскурсия в парк. Поздняя осень» (подготовительная группа) Конспект Экологическое воспитание детей подготовительной группы коррекционной направленности Тема: «Экскурсия в парк. Поздняя осень» Подготовила.

Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотаблиц «Поздняя осень» Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотаблиц

Понедельник:

Утро : утренняя гимнастика.

Экологическая сказка – беседа «Приключения ветра». Цель: конкретизировать и закрепить знания о ветре.

П/и «Догонялки с ветром».

Д/и «Урожай». Цель: развивать координацию слов с движениями.

Физкультурная пауза. Упр. «Птица перед взлетом». (Журавлева, 63).

Прогулка:

Наблюдение за небом и облаками. Цель: продолжать закреплять знания о явлениях неживой природы; уточнить понятие «Туча».

Д/и игра «Какое небо?». Цель: упражнять в подборе относительных прилагательных.

П/и «Море волнуется». Цель: развивать фантазию, умение выражать в движении задуманный образ.

Инд. зан. по физо с Викой и Ярославом. Упр: прыжки в круг и из круга, выложенного из листьев.

Игры по желанию детей.

Вечер: гимнастика после сна.

Чтение и обсуждение рассказа О. Григорьевой «В ожидании зимы» . (набор иллюстраций).

П/и «Дождь колючий». («Волшебное дерево», 17).

Коллективная работа «Как животные к зиме готовятся».

Студия «Синтез».

Вторник:

Утро: утренняя гимнастика.

Беседа на тему: «Что ты видел по дороге в детский сад?».

Д/и «Чьи припасы?». Цель: закрепить знания о подготовке животных к зиме.

П/и «Белка выбирает дупло». Цель: познакомить с финской подвижной игрой; заинтересовать детей. (Картушина,19).

Релаксационное упр. «Осень».

Прогулка: Наблюдаем за дождливой погодой. Цель: познакомить с наиболее типичными приметами поздней осени – дождливой погодой; уточнить название и назначение одежды.

Д/и «Кто где живет?». Цель: закрепить умение группировать растения по их строению (кустарники, деревья).

П/и «Стоп». Цель: упражнять детей в умении выполнять движения в соответствии с текстом.

Инд. зан. по физо с Вероникой и Саввой. Закрепить ходьбу широким шагом.

Труд на участке: продолжать убирать опавшие листья и ветки.

Оздоровительный бег.

Вечер: Гимнастика – побудка. (Картушина, 29).

Чтение и обсуждение рассказа А.И.

Стрижева «Смотрины зимы».

Коммуникационная игра «Эхо». (Картушина, 18).

П/и «Такой разный дождик».

(Алябьева, 52).

Ритмическая гимнастика.

Среда:

Утро: утренняя гимнастика.

Беседа на тему: «Что нам осень подарила». Цель: закрепить знания о фруктах, овощах, грибах.

Д/и « Плоды и семена».

Самомассаж «Колючий еж».

(с массажными мячами).

П/и «Капли дождя». (Комп. зан. ст. гр., 35).

Психологический этюд «Мое настроение».

Прогулка. Наблюдение за связью явлений в природе. Цель: продолжать развивать умение устанавливать причинно – следственные связи в природе.

Инд. зан. по развитию речи с Давидом и Олей. Д/и «Назови птицу с нужным звуком».

Экспериментальная деятельность. Опыт с перышками. Цель: выяснить, какие перья летают лучше в воздухе, почему?

П/и «К дереву беги». Цель: закрепить названия деревьев.

Игры по желанию детей.

Вечер:

Закаливающие процедуры. Ходьба по корригирующим коврикам.

«Улетает осень». Рассказывание на тему стихотворения Е. Трутневой «Осень».

Динамическая пауза «Осенний лес». (Комп. зан. ст. гр., 55).

Ритмическая гимнастика.

Четверг:

Утро: утренняя гимнастика.

Беседа на тему: «Почему ноябрь называют «чернотропом?».

Д/и «Подбери признак». Цель: упражнять в подборе прилагательных.

П/и «Зайцы и волк». Цель: упражнять в беге по сигналу: развивать ловкость, внимание, смелость.

Дыхательная гимнастика: упр. «Ветер». (Журавлева, 87).

Прогулка:

Наблюдение за первыми заморозками. Цель: продолжить знакомство с многообразием природных явлений поздней осенью.

Познакомить с новой подвижной игрой «Картошка». Цель: упражнять в умении перебрасывать мяч друг другу. (Кобзева, 83).

Игра «Запахи осени».

Экспериментальная деятельность. Опыт «Прозрачность льда».

Оздоровительный бег.

Вечер:

Закаливающие процедуры: умывание лица и рук прохладной водой.

Чтение х/л. Экологическая сказка «Сказание о солнышке». («Маленькие россияне»).

Оформление «Красной книги Самарской области».

С/р игра «Путешествие в лес».

Студия «Радужка».

Пятница:

Утро: утренняя гимнастика.

Беседа на тему «Добрые дела осенью». Цель: воспитывать уважительное отношение к труду, желание помогать природе.

Д/и « Чей хвост, чья голова?». Цель: закрепить знание внешнего облика птиц и животных.

П/и «С льдинки на льдинку». Цель: развивать координацию движений; чувство равновесия, ловкость.

Чайная минутка.

Прогулка.

Наблюдение за погодой. Цель: закрепить представления о последнем периоде осени, его особенностях.

П/и «Не замочи ног». Цель: развивать ловкость, реакцию на сигнал, скорость бега.

Инд. зан. по физо с Ильей и Машей. Закрепить ходьбу по ограниченной площади.

Экспериментальная деятельность. Опыт «Зависимость состояния воды от температуры». Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воды.

Игры по желанию детей.

Вечер:

Гимнастика – побудка.

Упражнения на развитие мелкой мускулатуры пальцев: «Дорожка в лес» (выкладывание дорожки из семян); «Нарисуй, как падает лист» (рисование прямых, волнистых, спиральных линий).

Сочинение рассказа «Я хочу защитить…». Цель: формировать связную речь, умение составлять рассказ о любом представителе природы.

Вечер поэзии «До свидания, осень». (чтение стихов русских поэтов, посвященных осени).